Наш телефон: (347) 246-55-55

E-mail: mail@rosdomkom.ru

Арсен Нуриджанов: «У Республики Башкортостан есть все возможности для наведения порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Республиканская общественная организация «Союз домовых комитетов РБ - БашДомком» уделяет большое внимание анализу сложившейся ситуации в ЖКХ Республики Башкортостан. Как общественная организация мы пришли к выводу, что можно облегчить собственнику бремя содержания своего жилья за счет ряда мероприятий, которые возможно провести путем модернизации системы управления ЖКХ, в частности города Уфы. Анализ показывает, что сегодня есть ряд неэффективных моментов в деятельности управляющих компаний, для исправления которых не потребуется каких либо затрат. Одна из существующих проблем на рынке ЖКХ например города Уфы – искусственное увеличение трансакционных издержек, путем разделения некогда единых ПЖРЭ-тов на заказчиков и подрядчиков в виде управляющих компаний и ООО ЖЭУ, влекущих понижение и ухудшение качества оказываемых услуг. Появление в свое время самостоятельных ООО «ЖЭУ» подразумевает ведение всех видов деятельности, присущих полноценному предприятию: ведение бухгалтерии, взаимодействие с банками, работа инженерно-технической службы и так далее. Практически, часть функций сегодня дублируется управляющими компаниями. Те ООО «ЖЭУ», которые были искусственно выведены из управляющих компаний, на наш взгляд, необходимо вернуть обратно в управляющие компании и превратить их в обычные участки, как это было раньше. Это позволит снизить издержки управляющих компаний, сократить количество управленческих звеньев, и соответственно, сократить некоторое количество составляющих управленческого аппарата ЖКХ, службы которого порой друг друга дублируют. Кроме этого, необходимо провести разукрупнение ныне существующих восьми самых крупных управляющих компаний в Уфе, поскольку они контролируют более 80% жилого фонда города, а также ввести на рынок услуг новые управляющие компании. Аналогичная ситуация наблюдается в ряде городов Республики Башкортостан, когда одна – две управляющих компаний монополизируют весь жилищный фонд города.

Еще одна проблема – отсутствие прозрачности сбора и расчетов средств за оказанные услуги населению. Фактически сегодня крупные управляющие компании города являются феодальными вассалами МУП УЖХ. Все деньги которые должны получить управляющие компании за оказанные услуги населению вначале аккумулируются МУП УЖХ (ЕРКЦ). МУП УЖХ, получая деньги, распределяет их по своему усмотрению и, зачастую бывает так, что деньги жильцов, предназначенные для ресурсоснабжающих организаций, попадают под другие статьи расходов. У управляющих компаний растут долги перед ресурсоснабжающими организациями, хотя и не они осуществляют контроль за перечислением денег. Это влечет к тому, что собственники жилья являются заложниками взаимоотношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями. Если возникает какая-то конфликтная ситуация, ресурсоснабжающая организация может в любой момент прекратить поставку своих услуг жителям дома, и, в конечном счете, пострадают граждане. В данном случае собственник жилья, который платит регулярно и полновесно, становится заложником нарушений в системе оплаты коммунальных услуг. В то же время в городе прослеживается тревожная тенденция: наряду с ростом задолжностей управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями имеет место и рост задолженности населения перед управляющими компаниями за оказанные услуги за обслуживание домов с 500 миллионов на 01.01.2011г до 1 миллиарда по состоянию на 01.07.2012г.. При этом работа по погашению кредиторской задолжности населения, которую взял на себя МУП УЖХ в лице ЕРКЦ, ведется слабо, о чем говорит рост дебиторской задолженности населения.

4 сентября в Администрации города Уфы рабочей группой Государственного Собрания-Курултая РБ по осуществлению контроля за реформированием ЖКХ в Республике Башкортостан был проведен круглый стол при участии заместителя Председателя Госсобрания – Курултая РБ Рафаила Зинурова, главы Администрации Уфы Ирека Ялалова, заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства республики Маратоа Шангареева. На заседании обсуждался новый проект договора многоквартирного дома, который предусматривает переход на прямые договоры между жителями и ресурсоснабжающими организациями. Изменения Жилищного кодекса предусматривает переход на непосредственное управление домом, когда граждане сами заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями, а с управляющей компанией граждане заключают договор только по статье содержания дома и ремонта общедомового имущества. В такой схеме управляющая компания исключена из взаиморасчетов собственников и потребителей ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае ресурсоснабжающие организации могут создавать свои службы сбора денег и контроля за задолжностями, а могут поручить это ЕРКЦ. Мы считаем правильным, что ЕРКЦ, которое является филиалом МУП УЖХ, должно быть выведено из него. А если рассматривать этот вопрос на уровне республики, то необходимо создать отдельную единой республиканскую структуру, тогда она начинает работать по следующей схеме: ЕРКЦ собирает деньги для любой ресурсоснабжающей или подрядной организации и у него возникает возможность брать за эти услуги определенный процент с тех, для кого он эти деньги собирает, а значит ЕРКЦ находится на самообеспечении. Жители избавляются от дополнительных платежей за перевод денег по этим платежам. Намечается явная экономия. Сегодня гражданин оплачивает банку дополнительные 0,8% со своих денег за то, что пересылает деньги в управляющую компанию и МУП УЖХ, плюс 2,3% берет ЕРКЦ за эти же услуги, но с управляющей компании. Если бы сегодня ЕРКЦ работал как отдельная структура, то вероятно, что и 1% со всех денег собранных ему ЕРКЦ вполне хватало. Да и численность самого ЕРКЦ можно вполне безболезненно сократить. В свое время ЕРКЦ создал многочисленные филиалы по сбору денег, которые в настоящее время не нужны, поскольку жители оплачивают счета через банки и другие формы расчета. 

Один из путей повышения качества работы управляющих компаний по содержанию домов – наличие эффективных подрядных организаций, которые можно привлечь к оказанию услуг населению. Сегодня управляющие компании не являются в полном смысле центром прибыли, потому что все работы, по статье «Содержание и ремонт общедомового имущества» передает единственному и основному подрядчику ООО «ЖЭУ». Сегодня ООО «ЖЭУ» – это предприятие имеющие задолженность перед бюджетами всех уровней, имеющих численность от 50-55 % от штатной и полностью зависящей от денежных средств, поступающих от оказания услуг по статье содержание и ремонт общедомового имущества, которых явно недостаточно для полноценной работы. Существующая повсеместная практика показывает, что ООО «ЖЭУ» не допускают для проведения ремонтных работ по титульному списку собственников, а это бы позволило ООО «ЖЭУ» увеличить свой бюджет и, например, поднять заработную плату своим сотрудникам, привлечь высококласнных специалистов и в целом увеличить эффективность своей деятельности. Если в ближайшее время не произойдут изменения, мы будем по прежнему получать некачественный ремонт и обслуживание, нарекания со стороны жителей, завышенные расценки за оказанные услуги. Выход здесь только один: необходимо вернуть ООО «ЖЭУ» в состав управляющих компаний и разработать механизм, в котором сами управляющие компании будут являться основными подрядчиками в ремонте жилого фонда, заинтересованные в результатах собственного труда и отвечать за его качество перед жильцами. В тоже время необходимо усилить общественный контроль за управляющими компаниями, путем ввода в состав совета директоров представителей общественных организаций, и активных и неравнодушных граждан.

Еще один достаточно интересный вопрос куда уходят деньги за размещение на домах рекламных баннеров, всевозможных антенн теле- и интернет-провайдеров. Сегодня практически все эти средства проходят через МУП УЖХ, что само по себе неверно: все денежные средства от этих услуг должны оставаться у собственников. Необходимо пересмотреть все договоры, и они должны быть тройственными: управляющая компания, например интернет-провайдер и совет многоквартирного дома. В каждом договоре должна быть прописана сумма, которую получает управляющая компания за технический надзор, и сумма, которая идет на нужды дома, например для снижения суммы по общедомовому расходу. 

В Республике Башкортостан создана реальная структура, позволяющая гражданам контролировать все процессы по управлению жилищным фондом. Если со стороны советов многоквартирных домов не будет проявляться инициатива, то к ним не будут прислушиваться ни подрядные организации ни управляющие компании. В интересах жителей, чтобы ни один акт о проведении текущих ремонтных работ, значимых для дома, не принимался управляющей компанией к оплате при отсутствии подписи председателя совета многоквартирного дома. Только тогда население будет участвовать в контроле по управлению многоквартирным домов и, таким образом, повысится качество оказываемых услуг. ЖКХ необходимо вернуть под контроль жильцов. Сегодня у нас есть все возможности для наведения порядка в системе ЖКХ Республики Башкортостан.

Арсен Нуриджанов,
Председатель РОД «Союз домовых комитетов РБ - БашДомКом»