Александр Козлов: Гражданская активность поможет снизить цены на тарифы ЖКХ
- Подробности
- Опубликовано: 14.06.2013 15:12
Мартовский опрос Института современного государственного развития показал, что больше всего россиян волнуют проблемы ЖКХ и коррупции. По проведенному исследованию «Левада-центра», доверие к правительству падает главным образом из-за повышения тарифов на услуги ЖКХ.
Все это свидетельствует о том, что решение проблем ЖКХ становится одной из первостепенных задач. «Для этого необходим эффективный общественный контроль», — в один голос заявляют общественники и политики. И, кажется, они, наконец, услышаны. По крайней мере, первые шаги на пути к независимому контролю начали предприниматься. Одним из них стал проект НП «ЖКХ — контроль», который был запущен в феврале этого года. Об основных проблемах в сфере ЖКХ и их решениях ПАСМИ рассказал эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов.
— С какими коррупционными схемами вы сталкиваетесь при осуществлении проекта «ЖКХ — контроль»?
— К нам приходит достаточно большое количество обращений. Первый блок жалоб, которые к нам поступают, связан с осуществлением капитального ремонта многоквартирного дома. Схема тут простая: выделяются бюджетные средства на капитальный ремонт, которые используются управляющей компанией не по назначению или расходуются неэффективно . В итоге ремонт производится некачественно, либо производится с нарушением сроков. Бывает и так, что работы вообще не выполняются. Задача НП «ЖКХ — контроль» совместно с Фондом реформирования ЖКХ, которые по сути эти средства выделяет, и граждан, которые в этом доме проживают, не допустить такие ситуации, связанные с хищением бюджетных средств и привести к тому, чтобы работы капитального характера были произведены надлежащим образом. Сегодня мы имеем колоссальный объем многоквартирных домов, которые требуют капитальный ремонт. И если ремонт будет проводится также, как сейчас, то проблему недофинансирования ветхого аварийного жилья мы не решим.
Второй блок жалоб связан с необоснованно высокими тарифами в сфере ЖКХ и платой за жилищные услуги. Граждане в силу своей пассивности и нежелания принимать участия в общих собраниях дома пускают на самотек вопросы, связанные с формированием платы за жилищные услуги. В итоге они платят деньги за те услуги, которые им не оказывались. Поэтому мы призываем заниматься общественной экспертизой тарифов, участвовать в обсуждении принимаемых решений, в общих собраниях собственников, где устанавливается плата за жилищные услуги. И в этих моментах нужно активное участие граждан.
- Каким образом граждане могут повлиять на формирование тарифов?
- Если мы посмотрим квитанцию, то увидим, что она состоит по сути из двух частей. Первая — это коммунальные услуги, куда относится холодная и горячая вода, водоотведение, отопление. Вторая часть — это жилищные услуги, в которую входят содержание общего имущества. Это и работа дворников, уборщиков, и текущий ремонт подъездов, и кровля, все, что относится к понятию жилищные услуги. Тарифы на жилищные услуги — это не навязанная кем-то плата, эти тарифы не регулируются региональными энергетическими комиссиями. Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается самими собственниками. По сути это цена, которую должны обсудить между собой собственники и управляющая компания. Но сейчас, к сожалению, во многих домах принимают базовый тариф, который предлагает муниципалитет по умолчанию.
Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается самими собственниками.
Что же касается коммунальных тарифов — это тарифы, которые регулируются сверху. Поэтому здесь необходима прозрачность их формирования. Чтобы было видно, из чего они складываются и почему происходит повышение. Сейчас Федеральная служба по тарифам ведет работу над тем, чтобы сделать открытыми документы в сети Интернет, что позволит любому желающему ознакомиться, исходя из чего этот тариф сформирован, какие в нем есть составляющие. Чтобы не получилось так, что у нас в тарифе, как это уже было, закладывалось содержание футбольного поля. Когда ресурсоснабжающая организация заложила в тарифы свои затраты на содержание футбольного клуба, и все собственники по сути оплачивая тот или иной ресурс финансировали этот клуб. Таких вещей, конечно, не должно быть. Задача Федеральной службы по тарифам сделать максимально прозрачным формирование тарифов. Я думаю, если этот шаг будет сделан — то это будет большое дело на пути к понятным ценам и тарифам ЖКХ.
- Как вы планируете повышать активность граждан?
- Что касается повышения активности граждан и их просвещения, в июне запланирован цикл видеоконференций, которые будут бесплатно транслироваться на сайте Общественной палаты и любой гражданин сможет получить по сути из первых уст от разработчиков законодательных актов, от сотрудников министерств, ведомств прямые ответы на вопросы. Что еще важно, на наш взгляд, это со школьной скамьи заниматься обучением граждан жилищному просвещению, вводить в школы жилищные уроки. Таким образом, мы сформируем финансовую и правовую грамотность граждан, что позволит им в дальнейшем избежать возможных злоупотреблений управляющих организаций.
- Как вы считаете, управляющие компании должны остаться частными или все же нужно вернуть государственный контроль?
- Реформа, которая уже длится на протяжении почти 20 лет, определила некий курс. Мы перешли от государственного управления к частному. Мы выбрали рыночный путь развития, в том числе и в отрасли ЖКХ. И то, что происходило на протяжении этих лет, нельзя назвать даже удовлетворительным процессом. Реформа шла и продолжает идти очень тяжело. Но сейчас сказать, что мы идем не туда и вернуться обратно — это тоже путь в никуда. Мы просто будем метаться от одной крайности к другой. Нужно понимать, что огосударствление этой системы не приведет к тем результатам, которых хотелось бы достичь. На мой взгляд, нужно признать, что выбранный путь, который был таким болезненным, мы прошли и перейти на новую ступень развития системы ЖКХ. При этом все участники рынка: собственники и их объединения, управляющие и ресурсоснабжающие организации, органы местной и государственной власти, контролирующие надзорные органы должны понимать логику движения. Мы должны понимать, куда мы движемся и к чему мы придем. Поэтому сейчас стоит задача — описать модель конечной точки, и составить план через сколько в эту точку мы должны прийти, и какие трудности должны преодолеть. Мы должны понимать, что условно к 2020 году мы хотим, допустим, видеть просвещенного грамотного собственника, принимающего решения на общих собраниях, и в тоже время, мы дадим собственнику качественные коммунальные услуги. Также мы должны понимать, какую мы хотим видеть управляющую компанию. И так в отношении каждого субъекта рынка жилищно-коммунальных услуг мы должны выстроить некое видение, тогда мы получим оптимальную модель совершенной работы в этой отрасли. Потому что, я убежден, что сейчас вы можете спросить любого чиновника или сотрудника управляющей компании, и они не назовут ту цель реформы, к которой в конечном итоге мы должны прийти.
Реформа ЖКХ ведет в никуда
- А как бороться с монополизацией рынка жилищно-коммунальных услуг?
- Основной движущей силой, конечно, должна стать конкуренция. В настоящее время происходит много случаев недобросовестной конкуренцией, рейдерских захватов управляющих компаний. Эта история должна уже прекратиться. Сегодня мы имеем огромную статистику нападений на председателей ТСЖ, причинения их здоровью тяжкого вреда, и даже есть случаи убийств, в связи с тем, что компании не поделили один многоквартирный дом. Здесь я вижу задачу совершенства законодательства, которое будет четко определять процедуры, связанные с переходом дома от одной управляющей компании к другой, где волеизъявление собственников должно стать ключевым. Собственники как заказчики должны сами выбирать управляющую организацию. Кстати, совсем недавно было принято Постановление от 15 мая 2013 года №416 о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в котором раскрывается понятия управления многоквартирным домом, условия этого управления, а также в ней прописана процедура передачи документов от одной управляющей компании к другой. До этого в этой части существовал пробел в законодательстве. Я думаю, что это постановление должно поставить точку в недобросовестной конкуренции.