Часто задаваемые вопросы
Совет дома, общее собрание собственников помещений в МКД
Создание Советов многоквартирных жилых домов предусматривается Ст.161.1 Жилищного кодекса РФ. Совет дома имеет значительные полномочия: Первое. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников. Второе. Изучает проекты договоров, предлагаемых сособственникам, в том числе на предоставление коммунальных услуг и управление домом, готовит по ним заключения и предложения. Третье. Занимается подготовкой и вынесением на общее собрание жильцов предложений по планированию управления домом, организации работ по ремонту и содержанию общего имущества, вариантах использования земельного участка и общего имущества дома. Четвертое. Осуществляет контроль за оказанием услуг, выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, ремонту общего имущества, а также за качеством предоставляемых коммунальных услуг. Совет дома может быть создан, если: Порядок избрания Совета дома: Шаг 2. Не позднее, чем за 10 дней до проведения собрания направить каждому собственнику сообщение об его проведении. В нем должно быть указано: а) сведения о лицах, по инициативе которых созывается данное собрание; б) форма проведения - очная или заочная); в) дата, место, время проведения; г) повестка дня; д) порядок иместо, где можно ознакомиться с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании. Шаг 3. Организовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Оно будет считаться правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. (! В случае если в собрании не приняло участие необходимое для принятия решения количество собственников, в дальнейшем решения с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования). Шаг 4. Провести голосование по вопросам повестки дня. Правом голосования обладают собственники помещений в данном доме. Количество голосов, которым наделен каждый из них пропорционально площади его квартиры. Шаг 5. Выбрать из числа собственников Совет дома. Он может быть переизбран: а) по истечении 2 лет работы (за исключением случаев, когда на общем собрании собственников были установлены иные сроки); б) в случае принятия решения о его переизбрании (в том числе, при ненадлежащем исполнении своих обязанностей); в) собственники приняли решение о создании в их доме ТСЖ. Шаг 6. Выбрать из числа членов Совета дома его председателя. Он осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию. Шаг 7. Оформить принятые решения протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников. Шаг 8. Уведомить о создании Совета дома свою управляющую компанию и администрацию органа местного самоуправления. Собственники, обладая общим имуществом в многоквартирном доме, владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются этим имуществом. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляется собственниками путем принятия на общем собрании совместных решений. Слово «собрание» у большинства жителей ассоциируется с помещением, президиумом, поднятием рук при голосовании, подсчетом голосов. Однако общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме отличается от традиционного общественного мероприятия и по существу, и по форме. Общее собрание собственников является органом управления многоквартирным домом, причем высшим органом. Решение такого собрания обязательно для всех собственников, поэтому так важно всем принимать участие в проводимых собраниях. Только общее собрание собственников имеет право выбрать способ управления многоквартирным домом. Общее собрание может проводиться в очной форме, когда собственники помещений присутствуют на собрании для обсуждения вопросов повестки дня и голосования. В случае, если общее собрание проводится без совместного присутствия собственников помещений в многоквартирном доме, для выявления воли собственников по тому или иному вопросу используется заочная, письменная форма голосования. При заочной форме общего собрания вопросы повестки должны быть сформулированы таким образом, чтобы любой собственник мог выразить свою позицию, ответив однозначно. Например, должны быть приведены варианты решения вопроса. На такие вопросы, как определение места размещения детской площадки или периодичности вывоза мусора, ответить однозначно невозможно. Они требуют дополнительного обсуждения собственниками, конкретные варианты их решения и будут впоследствии вынесены на голосование.
Как создать совет дома?
Что такое Совет дома ?
И что немаловажно – Совет дома обязан ежегоднопредставлять отчет о проделанной работе на утверждение общего собрания собственников.
То есть избрание Совета дома позволит решить ряд проблем, которые не позволяли собственникам раньше полноценно контролировать работу управляющих компаний. Во-первых, он дает возможность надзора за всей деятельностью по управлению домом. Во-вторых, предполагает, что для этого гражданам не придется постоянно собираться на общие собрания. В-третьих, Совет дома обладает большими полномочиями, например, принимать или не принимать проведенные по дому работы и услуги, добиваться их выполнения, защищать права жильцов в суде.
в доме более 4 квартир;
не создано ТСЖ;
дом не управляется жилищным кооперативом ил иным специализированным потребительским кооперативом.
Шаг 1. Сформировать инициативную группу жильцов для подготовки проведения общего собрания.Зачем собственникам нужно собираться на общее собрание?
Что такое очная и заочная формы общего собрания?
-
Кто имеет право начать отопительный период?
Когда начинается отопительный период на самом деле?
Сначала разберемся в том, когда отопительный период должен начаться.
Согласно пункту 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354: «Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия»
Из данной нормы следует два вывода:
1) Отопительный период должен начаться «не позднее… дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого … среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия…». Формулировка «не позднее» означает, что отопительный период может быть начат ранее такого периода (теоретически – в любое время, в которое среднесуточная температура наружного воздуха выше +8). Кроме того, речь идет о среднесуточной температуре — то есть, в случае, если днем на улице +12, а ночью +2, при условии равенства дневного и ночного периодов, среднесуточная температура составит +7, а, следовательно, отопительный период уже должен начаться (несмотря на то, что дневная температура +12 выше установленной +8). Таким образом, право начать отопительный период имеется круглогодично, а вот обязанность начать такой период возникает в день, следующий за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура была ниже +8.
2) Исполнитель коммунальных услуг начинает отопительный период (то есть подает горячую воду в систему отопления управляемых многоквартирных домов) в сроки, «установленные уполномоченным органом». То есть сам исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК) не принимает решения о начале отопительного периода, а руководствуется решением некого уполномоченного органа.
Какой орган уполномочен начинать отопительный период?
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация в границах этого муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно статье 7 Закона N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из приведенных норм следует, что организация теплоснабжения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, а решения по таким вопросам уполномочены принимать органы местного самоуправления, и решения по таким вопросам оформляются муниципальными правовыми актами.
Дополнительно, для исключения неоднозначного толкования приведенных норм необходимо отметить, что пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, прямо утверждено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Кроме того, важно указать, что в отсутствие правового акта, устанавливающего срок начала отопительного периода, ни РСО, ни УО/ТСЖ/ЖСК не имеют права начинать отопительный период, даже если среднесуточная температура наружного воздуха в течение пяти дней была меньше +8.
Из вышесказанного следует, что полномочиями принимать решение о начале отопительного периода обладают органы местного самоуправления, а вовсе не РСО, не УО/ТСЖ/ЖСК и не органы госвласти субъектов РФ (за исключением городов Федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в которых такое решение может быть принято именно органами госвласти). Дата начала отопительного периода должна быть не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, при этом начать отопительный период ранее окончания (и даже начала) указанного 5-дневного периода законодательством не запрещено.
-
Как поменять время на электросчетчике (перепрограммировать, перевести на зимнее время)
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для недопущения негативных последствий в связи с переходом на зимнее время подготовило и согласовывает проект постановления правительства России, предусматривающий механизм защиты прав и законных интересов граждан по вопросу использования приборов учета после сезонного перевода времени. Напомним, 26 октября установленные в домах многотарифные электросчетчики, которые по разным тарифам считают расход энергии днем и ночью, останутся на летнем времени и будут нуждаться в перепрограммировании.
Проект постановления предусматривает следующие основные условия:
1) Никаких специальных действий по перепрограммированию приборов учета гражданами Российской Федерации в связи с переходом на зимнее время совершать не требуется. Приборы учета, которые позволяют определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток, признаются действующими и подлежат постепенному перепрограммированию в ходе выполнения плановых работ по поверке, проверке технического состояния или снятия показаний.
При этом, перепрограммирование осуществляется за счет средств организаций, с которыми у гражданина Российской Федерации заключен договор на оказание коммунальной услуги по электроснабжению (ресурсоснабжающие организации, территориальные сетевые организации, управляющие организации – в зависимости от способа предоставления коммунальной услуги по электроснабжению).
2) По желанию гражданина Российской Федерации на основании его письменного заявления перепрограммирование приборов учета может быть осуществлено ранее вышеуказанного срока ресурсоснабжающими организациями, территориальными сетевыми организациями, управляющими организациями за счет собственных средств таких организаций и в срок не позднее месяца с даты получения указанного заявления.Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
-
Частые способы обмана жителей
Зона ЖКХ — это зона сумрака. Как формируются тарифы и куда тратятся деньги жильцов — выяснить невозможно. Президент Донской ассоциации защиты потребителей и предпринимателей Юрий Тишуков выделяет одиннадцать наиболее распространенных способов, с помощью которых правления ТСЖ или управляющие компании могут обманывать граждан, получая выручку в свой карман.
- ТСЖ заключает с подрядчиком договор на выполнение ремонтных работ или оказание услуг с завышенной сметой. Работы могут вообще не выполняться, тогда составляются фиктивные акты выполненных работ. Украденные у потребителя деньги делятся с подрядчиком.
- В многоквартирном доме установлен общий прибор учета тепловой энергии. Оплата по счетчику, как правило, на порядок ниже, чем оплата по тарифам из расчета за 1 кв. м, установленным органами местного самоуправления, так как в последнее время стоят очень теплые зимы. ТСЖ выставляет счета жильцам исходя из расчета тарифа за 1 кв. м, а оплачивает ресурсоснабжающим организациям по счетчику. Разница присваивается.
- ТСЖ сдают в аренду общее имущество многоквартирного дома по невысокой цене. Разницу между этой ценой и рыночными ставками получают с арендаторов черным налом.
- Руководство ТСЖ может сдавать в аренду глухие стены высотных домов для размещения наружной рекламы, а крыши — для размещения антенн операторов сотовой связи. Арендные платежи могут занижаться или утаиваться от жильцов.
- По договору подряда специализированные фирмы устанавливают на многоквартирный дом двери с домофоном. Существует два варианта их содержания и обслуживания: оплата разовых ремонтов в случае поломки и абонентское обслуживание. ТСЖ выбирает второй, невыгодный жильцам вариант, ежемесячно перечисляет абонентскую плату, получая откат.
- Должностные лица ТСЖ берут под отчет денежные средства, а в качестве подтверждающих документов об их использовании предоставляют товарно-кассовые чеки на покупку канцтоваров и ГСМ. Ревизия часто показывает, что затраты на бензин и канцелярию сильно завышаются.
- ТСЖ на общем собрании собственников утверждает некоторые договоренности с подрядчиком, а фактически в договор включаются другие условия. Часто обманывают по сроку действия договора: вместо оговоренного одного года вписывают срок действия договора в пять лет.
- ТСЖ взимают с жильцов дополнительную плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Но эти расходы уже включены в ежемесячные платежки в графе «Плата за содержание и ремонт жилого помещения». И люди платят за ремонт дважды.
- С помощью различных схем руководство ТСЖ может зарабатывать на дотациях, выделенных на услуги ЖКХ, и средствах, выделенных на капитальный ремонт здания.
- ТСЖ включают в договор на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт многоквартирного дома пункт об оплате повышенной пени за просрочку платежа. Образуется разница между пеней, установленной законом, и фактической, незаконно собираемой с жильцов.
- В новых зданиях управляющие организации часто не запускают лифт и мусоропровод в эксплуатацию до полного заселения дома. Они ссылаются на то, что в лифте будут возить строительный мусор и выведут его из строя. При этом в счета за обслуживание оплата лифта и мусоропровода включается.
-
Что такое управление многоквартирным домом?
Управление многоквартирным домом – это деятельность собственников помещений или уполномоченных ими организаций по его эксплуатации и улучшению содержания.
-
Почему собственники обязаны выбрать способ управления?
Действующий Жилищный кодекс РФ закрепил обязанность собственников жилья выбрать способ управления многоквартирным домом. Это связано с тем, что вместе с правом собственности на имущество у собственников имеется обязанность по его надлежащему содержанию и ответственность за то, чтобы это имущество не нанесло вреда здоровью или имуществу других лиц. Многоквартирный дом не может оставаться без управления. Поэтому если сами собственники по каким-либо причинам не выполняют обязанности по выбору способа управления, то за них такой выбор должны будут сделать органы государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
-
Что такое способ управления многоквартирным домом?
Управление многоквартирным домом может осуществляться тем или иным порядком с использованием различных методов, то есть разными способами. В Жилищном кодексе РФ выделены следующие способы, один из которых обязаны выбрать собственники:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Способ управления может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания.
-
Что такое реализация выбранного способа управления?
ри непосредственном управлении реализация выбранного способа подтверждается заключением собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом критериями реализации будет получение свидетельства о государственной регистрации ТСЖ или жилищного кооператива и наличие заявлений о членстве в ТСЖ от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов.
Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали конкретную организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договор управления, то способ управления не будет считаться реализованным.
-
В каких случаях органы власти обязаны провести конкурс по выбору управляющей организации?
Если собственники помещений многоквартирного дома не выбрали или не реализовали способ управления многоквартирным домом, а также во вновь построенных домах органы местного самоуправления обязаны провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. Конкурс должен проводиться в порядке, установленном Постановлением №75 Правительства РФ от 6 февраля 2006 года. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса.
-
Что такое непосредственное управление?
Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно, под свою ответственность. Непосредственный способ управления изначально предназначался для домов с небольшим количеством квартир, в которых собственники могут без затруднений собираться на общее собрание. При таком способе каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
-
Что такое товарищество собственников жилья?
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – это юридическое лицо, некоммерческая организация, которую собственники могут создать в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. На общем собрании собственников утверждается Устав. Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Только общее собрание вправе утверждать годовой план финансовой деятельности товарищества, а также отчет о выполнении такого плана, представляемый ревизионной комиссией ТСЖ. Правление избирается из числа членов товарищества на срок не более двух лет. Из своего состава правление избирает Председателя, который действует без доверенности от имени товарищества. Правление отчитывается о своей деятельности перед общим собранием собственников. 123 Федеральным Законом № 123 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ-123), от 4 июня 2011 года, внесены значительные изменения в Жилищный Кодекс в части товариществ собственников жилья.
-
Что такое управляющая организация?
Управляющая организация – юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления.
Управление многоквартирным домом, как функция собственников помещений включает в себя: постановку целей, планирование мер по их достижению, осуществление действий по реализации намеченных мер, координацию и стимулирование деятельности непосредственных исполнителей, в том числе привлекаемых лиц, а также контроль достижения планируемых результатов.Собственники помещений имеют возможность выбирать управляющую организацию и контролировать ее деятельность на основании договора управления, в котором закрепляется ответственность за надлежащее исполнение обязательств управляющей организации. Многоквартирный дом может обслуживать только одна управляющая организация.
Управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо), предоставляет коммунальные услуги, отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
ФЗ-123 для защиты жителей от недобросовестных управляющих компаний и правлений ТСЖ (которые собирают платежи с жителей полностью, но не перечисляют их энергетикам, водоканалу и другим поставщикам услуг) предусмотрена возможность прямых договоров между жителями и поставщиками услуг (как было по оплате за электроэнергию каждым жителем по показаниям счетчика напрямую в энергосбыт).
-
Что такое договор управления многоквартирным домом?
Когда в качестве способа управления выбрана управляющая организация, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме, управляющей организацией с одной стороны, и с собственниками помещений в многоквартирном доме с другой стороны. Один экземпляр договора находится у собственника помещения, а другой – у управляющей организации. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
-
Зачем нужно заключать договор управления?
Управление многоквартирным домом – это сложный процесс. Некоторые виды работ должны выполняться высококвалифицированным инженерным персоналом в соответствии с требованиями безопасности. Как правило, профессиональные управляющие организации имеют необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение, позволяющее решать различные задачи, возникающие при управлении многоквартирным домом. Это касается и чрезвычайных ситуаций, которые иногда бывают в повседневной жизни. От способности организовать и обеспечить эффективное управление в значительной мере зависит уровень комфорта и безопасности жителей в многоквартирном доме.
Крайне важно нести ответственность за надлежащее управление и содержание. Решение всех этих задач собственникам может обеспечить заключение договора с профессиональной управляющей организацией, имеющей хорошую деловую репутацию.
Договор управления в обязательном порядке должен содержать права и обязанности сторон: управляющей организации и собственников или ТСЖ. Жилищным законодательством определены обязанности управляющей организации, которые можно разделить на следующие группы:
- оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме;
- предоставлять коммунальные услуги собственникам и прочим пользователям помещений (если иное не предусмотрено общим собранием);
- осуществлять иную деятельность по управлению домом, направленную на достижение целей управления, обозначенных в жилищном законодательстве.
Некоторые услуги могут оказываться в случае достижения соглашения между сторонами договора управления.
-
Что должна делать управляющая организация по содержанию дома?
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
-
Обязана ли управляющая организация отчитываться перед собственниками помещений о своей деятельности по управлению многоквартирным домом?
Да, обязана. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
-
Кеми каким образом осуществляется выбор способа управления домом?
Выбор способа управления осуществляется собственником помещений через общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено:
- очной форме, то есть при совместном присутствии собственников помещений в конкретном месте и в конкретное время для обсуждения вопросов, поставленных на голосование;
- в форме заочного голосования – без совместного присутствия собственников помещений путем передачи в письменной форме решений собственников по поставленным на голосование вопросам (ст. 47 ЖК РФ). Форма заочного голосования применима при решении любых вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, является обязательным для всех собственников помещений.
-
На что следует обратить внимание собственникам помещений в многоквартирных домах при выборе управляющей организации?
К основным критериям выбора управляющей организации можно отнести:
- опыт работы в данной сфере;
- количество обслуживаемых домов;
- количество и квалификацию персонала;
- наличие специализированной техники.
Рекомендуется также уделить внимание тому спектру услуг, которые оказывает управляющая организация.
-
Как производится собственниками помещений оплата за жилищно-коммунальные услуги после выбора управляющей организации многоквартирным доме?
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги производится ежемесячно до 10 числа на основании платежных документов через Единый расчетно-кассовый центр МУП «Управление жилищного хозяйства города Уфы» на почте, в банках, через терминалы.
-
На какой срок может быть заключен договор управлениямногоквартирным домом?
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, если договор управления заключен на основании результатов проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
-
Кто может быть инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в какой срок он должен оповестить собственников о проведении собрания?
Инициатором внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может стать любой из собственников дома или уполномоченное им лицо, и не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания он должен оповестить об этом других собственников заказными письмами или личным вручением уведомления под роспись.
Управляющая, подрядная, либо иные организации не имеют права быть инициатором общего собрания. -
Что такое кворум при общем собрании собственников?
собрании решения считаются правомочными. Законодательное требование о правомочности общего собрания собственников (о кворуме) связано с необходимостью присутствия на нем собственников помещений в многоквартирном доме или их представителей, обладающих более чем 50,1%, 2/3 или 100% голосов от общего числа голосов собственников (в зависимости от рассматриваемых вопросов требуется различное количество голосов для принятия решения).
Иными словами, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как орган управления многоквартирным домом только тогда вправе принимать решения по вопросам, включенным в повестку дня, когда к моменту его начала собирается такое количество собственников, которое обеспечивает соблюдение указанного требования о кворуме.
При заочной форме необходимо наличие соответствующего количества поступивших письменных решений собственников.
В любом случае при отсутствии кворума решения общего собрания не будут иметь юридической силы!
-
Как рассчитать голоса, принадлежащие собственнику?
Только зная общую площадь всех жилых и нежилых помещений, принадлежащих всем собственниками в многоквартирном доме, можно рассчитать голоса, принадлежащие каждому из участвующих на собрании собственников, и определить наличие кворума.
К примеру, если общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме равна 1000 кв. м, то доля собственника, которому принадлежит квартира в этом доме общей площадью 50 кв. м, в процентах равна:
(50 х 100) /1000 = 5%. Если принять 1% общей доли собственности равной 1 голосу, то данный собственник имеет 5 голосов.
Аналогичным образом рассчитываются голоса, принадлежащие другим участвующим в собрании собственникам. Сумма голосов, принадлежащих принимающим участие в собрании собственникам, должна быть более половины всех голосов собственников в данном доме, поскольку только в этом случае общее собрание собственников будет считаться правомочным.
-
Как часто можно проводить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?
В соответствии со ст.47 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Также за собственниками закреплено право проведения внеочередного общего собрания, которое может быть инициировано любым из собственников данного многоквартирного дома в любое время.
-
Решение на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято без моего участия? Возможно ли такое?
В соответствии со ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются большинством голосов от общего числа принимающих участие в данном собрании собственников. Исключение составляют вопросы:
- принятие решения о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества;
- принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
По данным вопросам решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
-
Каков порядок проведения очного собрания собственников? Как уведомляются собственники? Как составлять протокол голосования? Нужна ли в протоколе роспись всех проголосовавших?
Собственник или группа собственников помещений в многоквартирном доме – инициаторы проведения собрания – обязаны уведомить о проведении общего собрания остальных собственников не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения в письменной форме (заказным письмом, под роспись, разместить в доступном помещении для всех собственников).
В сообщении о проведении общего собрания обязательно должны быть указаны:
- сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
- форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
- дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
- повестка дня данного собрания;
- порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должны быть зафиксированы в протоколе общего собрания. Форма протокола общего собрания собственников многоквартирного дома законом не установлена, но необходимо включить следующие сведения: вид, форма собрания, адрес многоквартирного дома, повестка дня, место и дата составления протокола, итоги голосования по всем вопросам повестки дня (количество голосов) и т.д. Протокол общего собрания подписывают инициаторы проведения собрания.
-
Кто должен оплачивать капитальный ремонт общего имущества, если квартира, в которой я проживаю, является муниципальной?
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
По договору социального найма и на основании пп. 2 п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение. Таким образом, если квартира муниципальная, то капитальный ремонт общего имущества оплачивается за счет средств муниципалитета.
-
Из чего состоит общее имущество многоквартирного дома?
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
-
Что такое надлежащее содержание общего имущества собственников?
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме – это поддержание состояния, соответствующего требованиям различных нормативно-правовых актов: в частности, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, стандартов и иных документов.
Одинаковых многоквартирных домов не бывает. Все дома индивидуальны: имеют свои конструктивные различия и особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества. Состояние многоквартирных домов зависит от условий эксплуатации, места расположения и климата.
Собственники помещений вправе самостоятельно содержать общее имущество или привлекать иных лиц для содержания общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
-
Как распределяются расходы по содержанию общего имущества между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах?
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы определяется соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество, то есть, пропорционально квадратным метрам общей площади квартиры.
-
Что представляет собой право общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и как оно будет распределяться по отношению к собственникам помещений такого дома?
Право собственника помещения на общее имущество в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности, которая прямо пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения. Собственник не может отдельно распорядиться долей в праве общей собственности на общее имущество, поскольку эта доля не выражена в конкретных метрах общей площади дома.
-
Что входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов?
В перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов, входит:
Фундаменты: устранение мелких деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входы в подвалы.
Стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; ремонт и окраска фасадов.
Перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
Крыши: устранение неисправностей стальных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей: восстановление или замена отдельных участков и элементов.
Центральное отопление: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные.
Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях.
Электроснабжение и электротехнические устройства: установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
Внешнее благоустройство: ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха.
-
Что входит в перечень работ, относящихся к капитальному ремонту жилых домов?
В перечень работ, относящихся к капитальному ремонту жилых домов, входят:
- Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
- Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).
- Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м., ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% и др.
- Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров);
- Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
- Переустройство невентилируемых совмещенных крыш.
- Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой.
- Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда.
- Ремонт встроенных помещений в зданиях.
-
Как производится перерасчет платы за услуги при временном отсутствии проживающего?
соответствии с п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В порядок перерасчета платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия:
- не производится перерасчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды;
- за период отсутствия не более 6 месяцев производится перерасчет на основании заявления, поданного до начала временного отсутствия или не позднее 1 месяца после окончания периода отсутствия. За период, превышающий 6 месяцев, заявление подается каждые 6 месяцев;
- при непредставлении данных приборов учета, либо при их выходе из строя расчет за коммунальные услуги осуществляется в течение трех месяцев – по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечении трехмесячного срока – по нормативу потребления коммунальных услуг.
Потребитель коммунальных услуг отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, и за коммунальные услуги на общедомовые нужды. В платежном документе указываются отдельными строками (кроме отопления и ГВС в домах с ИТП).
Плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении определяется: при наличии прибора учета – по прибору учета, при отсутствии – по нормативу. Плата за коммунальные услуги, отпущенные на общие домовые нужды, определяется: при наличии общедомового прибора учета – по прибору учета и распределяется пропорционально занимаемой площади; при отсутствии – по утвержденному нормативу в расчете на 1 кв.м общей площади занимаемых помещений.
-
Можно ли жильцу самому заменить один тип батарей на другой, либо увеличить количество секций?
Потребителю запрещается самовольно: производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя; самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения; самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения; самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
Система отопления многоквартирного жилого дома является общим имуществом, а следовательно, смена радиаторов одного типа (например, алюминиевых) на радиаторы другого типа (например, чугунные) требует обязательного предварительного согласования, т.к. при застройке учитываются многие факторы: в какой климатической зоне находится дом, из какого материала сделан и т. д.
-
Что такое текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме?
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения несущественных повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Текущий ремонт может выполняться управляющими организациями или их подрядными организациями. Продолжительность текущего ремонта определяется по нормам на каждый вид ремонтных работ. Периодичность принимается в пределах трех-пяти лет в зависимости от вида зданий, физического износа и местных условий.
В зданиях, где намечен капитальный ремонт в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт ограничивается работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией с участием представителей собственников и управляющей организации.
Фактически текущий ремонт производится по разным элементам постоянно. Однако в отличие от капитального ремонта он не приводит к существенному изменению свойств конструктивных элементов многоквартирного дома.