Наш телефон: (347) 246-55-55

E-mail: mail@rosdomkom.ru

Отопление в Уфе: «третьего раза не будет»?

Город в тревожном ожидании начала нового отопительного сезона, новых платежей за отопление.

Предыдущие два сезона были отмечены обострением социальной напряженности, массовыми протестами жителей города, причиной которых были большие суммы платежей. Прошли они в условиях нового формата платежей, начисляемых только в период отопления.

Первый «платёжный бунт» в январе 2020 года был исключительно эмоциональной реакцией жителей многоквартирных домов на необычно большие суммы платежей, реакцией на новый способ их начисления.

Напротяжении десятилетий люди были буквально «закодированы» видеть в платежках одинаковые суммы платежей в течение календарного года, не догадываясь о степени их зависимости от температуры наружного воздуха, от того, «холодная» зима или «тёплая».

Однако искрой первого «платёжного бунта» стали не суммы новых платежей, а проведённый весьма необычным методом - «в шоковом режиме» (Шангареев М., зам министра ЖКХ РБ), последний, по мнению поставщиков тепла, перерасчёт платежей.

Перерасчёт производился не за календарный год, а за период с января по август с отменой сентябрьского платежа; ни одной организацией, а двумя; результат перерасчета был представлен в платежках ни одной суммой, а двумя от каждой организации, причём от одной в виде переплат, а от другой в виде доначислений.

Масштаб кризиса в отопление определили количеством «проблемных домов»: 494 дома (9%) по Республике и 7,3 % по Уфе, и общей суммой доначислений для них 66,5 млн. руб. (6 % от общей суммы перерасчета).

Добавка к декабрьскому, максимальному за сезон платежу, дополнительной суммы от перерасчета, которую жители «проблемных домов» увидели в платежках, и явилась причиной «платёжного бунта» в январе 2020 года.

Исходя из предположения, что «огромные доначисления» связанны с теплосчетчиками – «миллионы нагрели из- за поломанных тепломеров», - начала работать комиссия.

Такой связи комиссия не установила, поскольку её и не могло быть, не было обнаружено «поломанных тепломеров», не было перерасчетов, должных выводов, не последовало никаких действий.

Несложные расчёты показывают, что сумма доначислений 66,5 млн. рублей удивительным образом совпадает с суммой сентябрьских 2019 года платежей для «проблемных домов», что указывает на простой «механизм» появления доначислений – это отмена сентябрьских платежей.

Будь они в платёжках, жители их спокойно бы оплатили и тогда не было бы ни «проблемных домов», не было бы «шумихи недовольных абонентов», а о «тепломерах» никто бы и не вспомнил.

Первый «платёжный бунт» - это проявление всеобщего испуга: жителей, коммунальщиков, поставщиков тепла, который прошёл болезненно, но естественным образом: привыканием к нововведению.

Второй «платёжный бунт» в январе 2021 года – это совершенно иное событие. Здесь другая причина, другие действия недовольных жителей, другой масштаб. Наряду с возмущениями и недовольством доминируют протесты и требования, это реакция не на сам формат, а на его дефекты.

Жители многоквартирных домов проявляют прагматизм и рационализм: они по платежкам проводит сравнительный анализ не только платежей, но и объемов тепла; выполняют расчёты и выявляют недостоверные начисление платежей и недостоверные показания теплосчетчиков; отмечают нарушения в регламенте отопления.

Наиболее концентрированно эта деятельность проявилась по отношению к декабрьскому платежу 2020 года, который был завышен по сравнению с ноябрьским до двух и более раз одновременно в тысячах домов города.

Вновь работает комиссия, вновь обходы подвалов домов и осмотры узлов учёта тепла и вновь неожиданные выводы.

Виновными в появлении больших платежей оказались управляющиекомпании: «не подготовили к зиме дома», «не провели работы по повышению энергоэффективности домов», «плохое обслуживание теплосчетчиков», и даже сами жители: «причина больших платежей открытые форточки» (Греков С., мэр города).

Выводы комиссии поддерживают поставщики тепла: «… и самое главное. Для того, чтобы данная ситуация не повторилась, требуйте от своей управляющей компании проведения энергосберегающих мероприятий в доме. Следите, чтобы в доме всегда были закрыты окна и двери».

В результате, кризисная ситуация в отоплении была поставлена с ног наголову и, подменив причину больших платежей с дефектов в учёте теплопотребления на дефекты объектов потребления, поставщики тепла ушли от ответственности за начисление платежей на неоказанные объемы услуг, за фиктивные объемы тепла в платежках, за начисление недостоверных платежей в тысячах домов города.

Более того, комиссия согласилась с неожиданным решением поставщиков тепла провести перерасчет декабрьских платежей. Неожиданным – поскольку, во-первых, метода перерасчета платежей формате 1/8 не существует, а во - вторых, не была установлена причина больших платежей, не были определены реальные объёмы тепла для декабря в домах.

В итоге появился абсурдный, дискриминационный и нелигитимный метод перерасчета с применением среднегородского коэффициента 1,42.

Абсурдный, потому что число 1,42 – это всего лишь среднее значение из множества чисел, число ничего не значащее, но которое используется для социально несправедливого решения: не возвращать переплату домам, где рост платежей в декабре был менее 1,42 по отношению к ноябрьскому платежу.

Вспоминается аналогичный абсурд - средняя температура по больнице, но здесь хотя бы отсутствует отказ медиков лечить больных с меньшей температурой.

По умолчанию комиссия согласилась с поставщиками присвоить коэффициенту 1,42 статус естественного климатического роста объемов тепла в домах. Однако это решение ошибочное.

Согласно основного документа БашРТС – «Отопительный график качественного регулирование отпуска тепла…», – при понижении температуры наружного воздуха от –4,1 °C для ноября до -11,5 °C для декабря, поставщик обязан был увеличить отпуск объемов тепла для всех домов города не более, чем в 1,3 раза.

Кроме того, темпы роста месячного объема тепла потребляемого домами – это статистический показательи для декабря его значение 1,27 - 1,32.

Таким образом, перерасчет платежей для жителей города должен быть произведён для всех домов города, где рост платежей больше, чем в 1,3 раза, без заявлений жителей домов.

Кстати на коэффициент 1,3 указывали и активные жители в январе 2021 года.

Коэффициент 1,42 – это осреднённый фиктивный рост платежей, это среднегородское значение дефектов в учёте теплопотребления и применение его для перерасчета платежей представляет опасный прецедент, то есть «случай, который может быть примером или оправданием для последующих случаев подобного рода», – который скорее похож на страховку поставщиков на будущее: создать псевдолимит на возврат жителям переплат.

Комиссия не заметила, что в отопительном сезоне 2020 – 2021 г.г. были завышены все месячные платежи; что суммарный объем тепла за сезон оказался для домов максимальным за весь период учёта тепла, в то время как средняя температура сезона не была экстремальной и даже не максимальный: были и близкие значения и даже более низкие, но со значительно меньшим объемом тепла.

Комиссия не увидела, что выставляемые объемы тепла, зачастую в разы превосходящие объемы по нормативу, физически и технологически неосуществимы, то есть это не реальные, а фиктивные объемы тепла, поскольку такие объемы тепла повысили бы температуру в доме до 35 – 40°C и выше.

В целом, комиссия не увидела появление системного сбоя – ряда событий, связанных в одно целое, с одним конечным результатом, – происходящего в зоне деятельности поставщика, в учёте теплопотребления.

Большие платежи за отопление, платежи неадекватные температурам наружного воздуха в сезон 2020– 2021 г.г., появились одновременно и масштабно (в тысячах домов). Появились они и в домах с разной энергоэффективностью, и в домах разных управляющих компаний, и в домах с «перетопом» и с «недогревом», наконец, в домах с открытыми и закрытыми форточками.

Это реальность, отраженная во многих тысячах платёжек.

В обстановке всеобщего замалчивания развивающегося два года кризиса в отопление города и при отсутствии каких-либо мер для его сдерживания, начинается новый отопительный сезон.

«Третьего раза не будет»– предупредил поставщиков тепла, коммунальщиков глава Республики Хабиров Р. в январе 2021 г. по окончании второго «платёжного бунта». Вместе с тем, вероятность появления в новом сезоне «третьего раза» слишком большая, кризис развивается беспрепятственно.

Активную позицию в сложившейся ситуации проявляли только жители города, подавая многочисленные обращения в БашРТС, но все они остались без ответа. И вместо делового обсуждения проблемы в июле появилось судебное постановление Орджоникидзевского суда по иску прокуратуры об удовлетворении требований жителей: произвести перерасчет декабрьских платежей на их условиях порядка в двадцати домах.

В основании решения суда отмечается: «расчёт выполненный исцом, ответчиком не опровергнут; доказательства опровергающее правильность произведённого расчёта не предоставлены».

Даже в суде не появилось оппонирование требований потребителей тепла поставщиком – БашРТС.

Управляющие компании заканчивают подготовку домов к отопительному сезону, проводя плановые стандартные виды работ, которые вновь, как и в январе 2021 года, начинают принимать за мероприятия, от которых зависит появление «третьего раза».

В информационном поле уже сейчас можно услышать, что управляющие компании «не дорабатывают», «не компетентны», «не устанавливают вентиляционные клапаны на форточках», в то время как БашРТС производит установку «правильных шайб».

Подготовленные работы проводятся с целью обеспечить надёжное, бесперебойное и безаварийное функционирование отопительной системы дома. К вопросам коммерциализация услуги «отопление» – объемы тепла и суммы платежей, – они не имеют никакого отношения. Это – зоны деятельности поставщика тепла, а как там проводится подготовка к исключению «третьего раза», осталось неизвестно.

В случае появления «третьего раза», а мы фактически пребываем в его ожидании, жители города вновь будут незащищёнными, бесправными в истребовании перерасчета. Одной из возможных мер, а скорее единственной в этой ситуации, может быть превентивная мера.

Предоставить всем жителям города легитимную 50%-ую скидку на выставления поставщиком суммы в платежках на период до 1 января 2022 года с возможной пролонгацией его до конца отопительного сезона.

Мера справедливая, эффективная и способная стабилизировать ситуацию. Начнётся возвращение переплат за прошлый, а возможно и за новый, отопительный сезон; жители спокойной информируют комиссию о фактах проявления «третьего раза»; спокойно работает комиссия; у поставщика тепла появляется мотивация к разрешению кризиса с платежами.

Отсутствие действенных мер, пассивное ожидания «третьего раза», приведут, как минимум, к дальнейшему росту неплатежей, начало которому было заложено «вторым разом» – в прошлом отопительном сезоне, – причём к росту неплатежей от платёжеспособной части потребителей.

 

Скрипников Ю. В.

 

 

Подробнее...

Почему прямые платежи за ЖКХ могут выйти жильцам боком

Как расстаться с управляющей компанией и не оказаться без воды и тепла

Минуло полгода с момента подписания президентом закона, разрешающего собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) отказываться от посреднических услуг управляющих компаний (УК) и заключать договора на оплату воды и тепла напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Первая реакция потребителей — облегчение. Жильцы поверили в то, что прямые расчеты дадут им возможность сэкономить на оплате коммунальных услуг. На деле оказалось, что закон — палка о двух концах. С одной стороны, у общедомового собрания появилась возможность выбора, расторгнуть отношения с УК или нет. С другой — оказалось, что для РСО главное — продать ресурс, а какой температуры вода поступает на 10-й этаж дома, им нет никакого дела.

 В марте 2005 года в России был принят Жилищный кодекс. С того момента порядок оплаты услуг ЖКХ осуществлялся следующим образом: управляющие компании собирали со всех собственников деньги, которые в дальнейшем передавали ресурсоснабжающим организациям. Но на самом деле эта схема работала далеко не везде. УК брали деньги за «коммуналку» с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций или переводили, но несвоевременно и не в полном объеме.

3 апреля 2018 года был принят Федеральный закон №59, который внес поправки в Жилищный кодекс. Его цель была такой: убрать управляющие организации из финансовой цепочки. Цель нововведения была благая: сократить цепочку платежей населения и за счет этого подсократить сами эти платежи. Что же получилось на деле?

Подробнее...

Рынок отходов: Кто станет отвечать за их переработку в Башкирии

Минприроды республики определило, какие компании ближайшие 10 лет будут заниматься мусорным «бизнесом» и отвечать за экологическую безопасность.

В мае текущего года Министерство природопользования и экологии Башкирии провело торги и определило региональных операторов, которые в течение ближайших 10 лет (до конца 2027 года) будут отвечать за мусор и прочие отходы жизнедеятельности человека и различных производств.

Это касается сбора мусора, в том числе, раздельного, утилизации, захоронения, обеззараживания и т. д., то есть, эти региональные операторы будут отвечать буквально за все, что касается мусорной тематики.

Подробнее...

В Кумертау состоялся Форум «ЖКХ - взгляд в будущее»

29 марта в городе Кумертау прошел Республиканский научно-практический форум «ЖКХ - взгляд в будущее». Организаторами мероприятия выступили Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Кумертауский филиал «Оренбургского государственного университета» при поддержке Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору, Государственного комитета РБ по тарифам и администрации ГО г. Кумертау. Участниками форума стали представители 22 муниципальных образований южной части республики – заместители глав администраций, руководители и специалисты ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, представители организаций общественного контроля в сфере ЖКХ. 

Подробнее...

В Башкирии провели эксперимент по установке «умных» счетчиков

Благодаря приборам удалось снизить потери горячей воды на 35%.

Эксперимент по установке интеллектуальных счетчиков стартовал в декабре прошлого года. В его рамках в многоквартирных домах Благовещенска были установлены современные приборы холодного и горячего водоснабжения, общедомовые приборы учета. Об этом рассказал руководитель пилотного проекта — депутат Госсобрания — Курултая РБ Рустем Мусабиров.

Подробнее...