Сентябрьский шквал
- Подробности
- Опубликовано: 06.11.2014 16:23
Жильцы задают два вопроса: почему выросли тарифы и откуда взялся перерасчёт?
Долги управляющих компаний перед БашРТС превышают 2 млрд рублей. Поэтому и работать приходится в аварийном режиме.
Людей зачастую вынуждают платить за то, за что они не обязаны, показали проверки госкомжилнадзора. Только в этом году по начислению платежей ведомство выявило более 1,9 тыс. нарушений. Жильцам возвращено 16,6 млн рублей, 59 материалов направлено в правоохранительные органы. В данный момент идут разбирательства по так называемому перерасчету за тепло в сентябре, достигающему у отдельных уфимцев аж 7 тысяч рублей. В непростой ситуации, сложившейся вокруг ЖКХ, пытались разобраться участники «круглого стола».
Деньги не доходят
На вопрос номер один — откуда вообще взялось внеплановое повышение тарифов, из-за которого, собственно, и оказались превышены установленные предельные индексы, на «круглом столе» был дан вполне ясный ответ.
— Внеплановое повышение произошло в связи с тем, что ряд ресурсоснабжающих организаций обратился в Федеральную службу по тарифам с разногласиями, — прокомментиро- вала ситуацию с ростом платежей начальник отдела регулирования ЖКУ госкомитета по тарифам Светлана Бурдюк. — ФСТ вынесла предписание о пересмотре тарифов с учетом обоснованных расходов в отношении «Уфаводоканала», БашРТС, Уфимских инженерных сетей, водоканалов Стерлитамака, Сибая, Салава-та. Скажу больше: федеральная служба предписывает нам учитывать обоснованные расходы, которые представил «Уфаводоканал», в течение трех лет равными долями.
— Экономически обоснованным считается тариф, при котором организация может существовать, делать ремонт, расши- рять сети, — объяснил притязания своего предприятия генеральный директор «Уфаводоканала» Аскар Файзуллин. — Тре- тий год подряд мы работаем в убыток, в строке «ремонт и содержание сетей и сооружений» стоит ноль. А между тем процент износа сетей очень большой. Конечно, мы делаем аварийный ремонт, частично и капитальный, но все это усугубляет наше положение, увеличивает кредиторскую задолженность.
Другой большой проблемой А. Файзуллин назвал сбор платежей с населения, который в прошлом месяце, например, составил 62 процента.
— По закону и по договорам с управляющей компанией мы расстаемся на входе в дом: фиксируем показания общедомового счетчика и выставляем счет, — отметил он. — А обратный платеж формируется исходя из показаний, которые население снимает со своих счетчиков. И эта разница составляет почти 40 процентов. Там не только общедомовые нужды, но и несанкционированное потребление, неплатежи. В результате получа- ется огромный недосбор, который ложится на плечи ресурсоснабжающей организации. Решить эту проблему без нор- мального учета потребления ресурсов невозможно.
— До обращения в ФСТ мы выполняли ремонт не в том объеме, который необходим для поддержания оборудования в нормальном состоянии, — пояснил свою позицию директор БашРТС Сергей Лыков. — Сегодня 46 процентов тепловых сетей служат более 25 лет. Прирост таких сетей составляет 2 процента в год, а замена производилась в объеме 0,8 — 1 процент. Все эти годы мы работали скорее в аварийном режиме, выявляя и ремонтируя наиболее слабые участки. В этом году с учетом роста тарифа мы значительно увеличили объемы капремонта.
Есть у вопроса и другая сторона: управляющие компании должны БашРТС огромную сумму — 2,2 млрд рублей. По словам С. Лыкова, некоторые из них не платят по полгода и платить не собираются. А мер воздействия на них нет, поскольку ресурсоснабжающая организация не вправе отключать тепло в жилом доме, тем более что жители, как правило, исправно платят по счетам. Выходом из этой ситуации мог бы стать переход на прямые платежи.
Виноваты управляющие компании
Так как все-таки разобраться, правильно или неправильно вам начислили платеж?
Стоимость услуг в этом году изменялась трижды, пояснила зампредседателя госкомитета по жилищному надзору Эмилия Абдуллина. С 1 января был осуществлен переход на двухкомпонентный тариф на горячую воду, и в зависимости от системы водоснабжения на каждый ее кубометр добавилось от 9 до 16 рублей. В конкретной трехкомнатной квартире по улице Кольцевой в Уфе, оснащенной приборами учета, семья из четырех человек стала платить больше на 888 рублей.
Далее тарифы росли еще дважды — с 1 июня и с 1 июля. В итоге тепло подорожало на 44,3 процента (это коснулось крупных городов), водоснабжение — на 7 — 43 процента, водоотведение — на 10 — 40 процентов. Семье из трех человек, живущей в «двушке» по проспекту Октября, также оборудованной счетчиками, летний подъем обошелся в 670 рублей. В квартирах, где не установлены приборы учета, платеж увеличился еще больше, подчеркнула Э. Абдуллина.
Несмотря на то, что плата граждан и так резко увеличилась, особенно в сентябре (тепло — самая «дорогая» строчка в квитанции), некоторые управляющие компании пошли дальше и устроили гражданам так называемый перерасчет.
— Доначисления прошли в Орджоникидзевском и Советском районах Уфы, — пояснила представитель госкомжилнадзора. — Суммы — от 800 до 6 — 7 тысяч рублей. Будем разбираться, в связи с чем это произошло. В любом случае дополнительный платеж говорит о плохой работе управляющей компании.
О том, что многие из них работают неважно, говорит и такой факт: в этом году в комитет по жилищному надзору республики поступило более 7,8 тысячи обращений, из которых 3 тысячи — по оплате за услуги ЖКХ. Лидером стала Уфа, на которую приходится 64 процента жалоб по оплате, а особенно отличился Калининский район.
Кто ответит за разницу
— Говорить о том, что идет увеличение обращений граждан, неправильно — это просто шквал, — подтвердил руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский. — На нашу «горячую линию» просто не дозвониться, не успеваем людям отвечать, что происходит и куда обратиться. Управляющие компании в большинстве своем разводят руками, перекладывая ответственность на ресурсоснабжающие организации или ЕРКЦ, который начисляет платежи. Но ведь именно управляющая компания несет ответственность за дом, она обязана давать собственникам информацию и отстаивать их интересы.
А вот руководитель уфимского центра общественного контроля Рим Булатов был не столь категоричен:
— Мы проводили встречи с управляющими компаниями, на которых обсуждали вопрос о долгах. Они объясняли их большими затратами, которые никто не учитывает. Бывает, что в квартире прописан один человек, а живет десять, некоторые недобросовестные жильцы занижают показания счетчиков или просто жульничают. В результате образуется огромная разница между счетчиком на входе в дом и тем, что оплачивают жильцы.
Оформить АСВ ещё не поздно
Чтобы платить по новым тарифам было не так тяжело, правительство республики «подстелило соломку» в виде адресной социальной выплаты. В первом полугодии ее получали 175,4 тысячи семей 37 муниципалитетов. На их счета было перечислено 211 млн рублей, средний размер выплаты составил 214 рублей (в Уфе — 254 рубля).
Тем, кто уже оформил АСВ в первой половине года, обращаться с заявлением не нужно — если предельный индекс превышен, выплата продляется автоматически. При этом сумма ее, по данным ЕРКЦ Уфы, увеличилась в полтора раза. При расчете размера выплаты учитывается рост платежа по сравнению с маем, что позволило принять во внимание повышение тарифов с июня и июля.
Только за первый после роста тарифов месяц ее оформили еще 3,9 тысячи человек. Добавим, что сделать это не поздно и сейчас — заявление можно подать по 31 декабря, при этом выплата будет начислена начиная с июля.
На что ещё жалуются жильцы
(по информации госкомжилнадзора)
…на завышение ОДН
В 2013 году были установлены ограничения по потреблению ОДН в размере норматива. Однако отдельные управляющие компании данное требование игнорируют. При проверке жалоб жильцов нескольких домов, находящихся в управлении УЖХ Калининского района Уфы, выяснилось, что начисления за ОДН превышают установленный норматив в десятки раз.
Как пояснили в УЖХ района представителям жилнадзора, доначисления произведены на основании решения собственников. Однако граждане не подтвердили проведение собраний и отрицали свои подписи. По 16 домам в суд направлены исковые заявления о признании протоколов недействительными.
…на рост платежей в связи с переходом на прямые расчёты
Обращения касаются Энергетической сбытовой компании Башкортостана. Назначены проверки. Предварительно можно сказать, что нарушения усматриваются в части доначислений за ОДН. Кроме того, перевод на прямые платежи должен осуществляться только с согласия граждан.
...на оформление платёжных документов
Информация в платежках зачастую неполная: отсутствуют показания приборов учета тепловой и электроэнергии, сведения о нормативах, тарифах, среднемесячном объеме потребления в домах. Между тем в квитанциях должны быть представлены все данные, позволяющие жильцу самостоятельно просчитать свой платеж по любой услуге.
газета Республика Башкортостан