Доклад министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан С.И.Афонина на заседании Президиума Правительства РБ 18 апреля 2013 года
- Подробности
-
Опубликовано: 24.04.2013 12:02
Наша республика имеет самый большой объем жилищного фонда в Приволжском Федеральном округе и характеризуется следующими показателями: общая площадь жилых помещений составляет 89 млн.кв.м. Количество многоквартирных домов - 70 тысяч единиц. Общая площадь ветхих и аварийных жилых домов – более 1 млн.кв.метров, из них 330 тыс.кв.метров аварийных, подлежащих сносу. Значительную часть многоквартирных домов более 41% составляют дома, построенные 40 и более лет назад. Около 47% многоквартирных домов имеют износ свыше 30% и нуждаются в проведении капитального ремонта. Решение этой проблемы потребовало программного подхода. У нас в республике наработан большой опыт сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Работа с Фондом улучшила ситуацию, позволила начать модернизацию и систематизировать работу в сфере реформирования отрасли. Начали реализовываться масштабные программы капитального ремонта домов. За период 2008-2012г.г. Республика Башкортостан реализовала адресные программы с участием средств Фонда, Республики, муниципальных образований, собственников помещений на общую сумму 15 млрд.374 млн.рублей, из них средства собственников помещений составили около 5% . В результате это позволило капитально отремонтировать 1172 дома общей площадью 4,5 млн.кв.м, жилищные условия улучшили около 240 тысяч граждан. Было переселено из аварийного фонда около 16 тыс.граждан из 603 аварийных домов общей площадью 217 тыс.кв метров.
Хочу подчеркнуть, что помимо программ с участием средств Фонда, с 2010 года Вашим решением, Рустэм Закиевич, выделяются средства из бюджета Республики Башкортостан на республиканские программы капитального ремонта домов.
За три года на республиканские программы направлено свыше 732 млн.рублей, на которые капитально отремонтировано 626 многоквартирных домов общей площадью 751 тыс. кв.м., условия проживания улучшили более 32 тысяч человек.
На период с 2013 по 2015 годы Фондом предусмотрено выделение средств Республике Башкортостан в сумме более 4 млрд. 650 млн.рублей, в том числе на переселение граждан 3 млрд. 672 млн.рублей, на капитальный ремонт домов 504 млн.рублей, на модернизацию коммунальной инфраструктуры 474 млн.рублей.
Успешная сдача годовых отчетов о реализации адресных программ и положительные результаты проведенной в первой декаде апреля проверки Фонда, опубликованные на официальном сайте Гос.корпорации дают нам право предоставить уже в оставшиеся дни апреля заявку в Фонд и рассчитывать на скорейшие получение финансовой поддержки по всем адресным программам.
Результаты реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики соответствуют требованиям Федерального законодательства. Доля многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья составляет 18%, требования закона о Фонде – не менее 10%. Доля частных управляющих компаний более 96%, доля частных организаций коммунального комплекса более 80%. Согласно требованиям закона оба этих показателя должны составлять не менее 80%.
При этом Фондом уделяется большое внимание не только выполнению, но и поддержанию субъектами показателей на достигнутом уровне. В конце декабря 2012 года были внесены изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». С принятием данного Федерального закона появился ряд жестких требований, выполнение которых позволит получить финансовую поддержку из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Требуется выполнение новых и ранее действовавших, но откорректированных условий. Новым условием, направленным на повышение энергоэффективности и энергосбережения жилого фонда, является доведение до 100 процентов доли многоквартирных домов, оснащенных коллективными приборами учета в срок до 1 января 2014 года.На сегодняшний день оснащённость домов коллективными приборами учета в муниципалитетах нашей Республики составляет от 94 до 99 процентов.
Кроме этого новыми условиями являются:
- регистрация прав собственности на все недвижимые объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры, или наличия графиков регистрации прав на эти объекты (не позднее 1 января 2016 года);
- наличие нормативно-правовых актов, направленных на информирование населения о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства и развитие общественного контроля в этой сфере (в течение 2013 года);
- наличие утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения (по графику: 1 этап – до ноября 2013 года 2 этап – до 1 января 2015 года);
- создание системы мониторинга кредиторской задолженности за поставленные энергоресурсы.
- принятие долгосрочных (на срок действия не менее трех лет) тарифов на товары и услуги в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ( с 2014 года);
- создание региональной системы капремонта общего имущества многоквартирных домов (до 1 января 2014 года);
Некоторые из ранее действовавших показателей сохранились и претерпели изменения – это:
- проведение государственного кадастрового учета земельных участков или графики постановки земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет до 1 января 2016 года;
- предоставление мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме;
- установление экономически обоснованных тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса.
Для обеспечения выполнения названных требований закона постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 февраля 2013 года № 32 утвержден План мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан до 2016 года.
В этой связи хочу обратить внимание, что последние изменения законодательной и нормативной правовой базы в области жилищно-коммунального хозяйства направлены на решение задач по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600.
Поэтому реализация мероприятий, утвержденных постановлением № 32, в установленные сроки является не только необходимым условием привлечения средств Фонда, но и условием развития жилищно-коммунальной отрасли республики.
В настоящее время взаимодействие с Фондом позволяет привлечь средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры, но условия получения этих средств непосредственно зависят от регистрации права собственности на объекты коммунального хозяйства, включая бесхозяйные, и проведение тарифной политики, направленной на установление экономически обоснованных тарифов.
Хочу отметить, что часть требований закона о Фонде сегодня в республике выполняется. Так, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработаны и утверждены всеми муниципальными образованиями Республики Башкортостан. В настоящее время все муниципалитеты утвердили графики разработки и утверждения схем тепло-, водоснабжения и водоотведения и приступили к их разработке.
В целях информирования населения о преобразованиях в жилищно-коммунальной сфере и развития общественного контроля проводятся конкурсы среди организаций средств массовой информации по освещению реформы ЖКХ, используются средства интернет для обеспечения доступа населения к общению с органами государственной власти и местного самоуправления, проводится конкурс на лучший многоквартирный дом.
О последних крупных мероприятиях с участием представителей законодательных и исполнительных органов власти, общественности, управляющих и ресурсоснабжающих организаций вы все знаете. Работа в этом направлении будет продолжена, такие мероприятия позволяют увидеть проблемы отрасли глазами непосредственных участников и совместно искать взаимоприемлемые решения.
Указом Президента Российской Федерации № 600 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов поручено разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Для системного решения указанной задачи в Жилищный кодекс Российской Федерации и закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства внесены существенные изменения в части финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, вступившие в силу 26 декабря 2012 года.
Целью изменения законодательства является формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Измененным законодательством на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность ежемесячно уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества, при этом собственники самостоятельно на общем собрании должны принять решение о выборе одного из предусмотренных способов формирования фонда капитального ремонта.
Первый способ – индивидуальное накопление средств на капремонт – предполагает накопление взносов на капремонт на специальном счете МКД, открытом в любой российской кредитной организации с капиталом не менее 20 млрд. руб. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют этим требованиям на своем официальном сайте в сети «Интернет». Сегодня данному условию в России удовлетворяет 37 российских банков.
Второй способ, или так называемая централизованная система капитального ремонта, – предусматривает перечисление собственниками помещений взносов на капремонт на счет регионального оператора, который принимает на себя обязанность обеспечить проведение капремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств фонда ремонта данного дома, а также за счет средств, сформированных из взносов собственников помещений в других домах.
Критерии отбора кредитных организаций в обоих случаях одинаковы. При реализации второго способа существенная роль отводится субъекту Российской Федерации. Региональный оператор создается субъектом РФ в форме юридического лица (фонда), расходы на административно-хозяйственную деятельность которого финансируются за счет взносов учредителя. Региональный оператор отвечает за исполнение обязательств по проведению капремонта, а субъект несет субсидиарную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на оператора обязанностей.
На сегодняшний день подготовлено положение о региональном операторе и направлено на экспертизу в рабочую группу Фонда ЖКХ. Для своевременного ремонта всех многоквартирных домов в Республике до 1 января 2014 года будет принята региональная программа капитального ремонта, содержащая перечень всех многоквартирных домов, перечень работ по капитальному ремонту и сроки их проведения (на 20 лет и более). Оперативная работа в этом направлении позволит начать накапливать денежные средства уже к 2014 году.
Что касается взносов на капитальный ремонт, то их размер будет определяться решением Правительства Республики на основе федеральной методики. По предварительным подсчетам Минрегиона России в среднем по Российской Федерации размер такого взноса будет составлять около 5 рублей в расчете на 1 кв. м жилья.
Взносы, перечисленные на счет регионального оператора, могут быть использованы только на цели капремонта. Контроль за формированием и расходованием фонда капремонта и деятельностью регионального оператора возложен на органы государственной жилищной инспекции.
От уплаты взносов на капремонт освобождены собственники помещений многоквартирного дома, который признан в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также собственники помещений многоквартирного дома если в отношении земельного участка, на котором он расположен, принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд.
Для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта Республике в течение 2013 года необходимо решить следующие задачи:
1. Создания регионального оператора (до 31 декабря 2013 г.).
2. Утверждения региональной программы капитального ремонта (на 1 января 2014 года).
3. Установления минимального размера взноса на капитальный ремонт (до 31 декабря 2013 г.).
4. Утверждение порядка контроля за формированием и расходованием средств фонда капремонта (до 31 декабря 2013 г.).
Поэтому работа предстоит большая, и она уже начата. В целях разработки эффективных механизмов Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и консалтинговая организация-участник рабочей группы по разработке федерального законодательства в сфере ЖКХ Фонд «Территория» провели предварительный анализ ситуации в Республике и разработали совместный план работ выполнению указанных условий.
От Фонда «Территория» был получен ряд рекомендаций, первоочередной из которых является оперативное создание регионального оператора и разработка региональной программы капитального ремонта.
При формировании региональной программы мы будем следовать системному подходу и стремиться совместить планирование работ по капитальному ремонту с модернизацией коммунальной инфраструктуры. Такое единое обновление жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры позволит существенно улучшить качество жилищных и коммунальных услуг при одновременной экономии средств бюджета и граждан.
Таким образом, на данном этапе в качестве первоочередного мероприятия является создание регионального оператора и формирование региональной программы капитального ремонта. При этом комплексное выполнение обязательств Республики, предусмотренных законодательством, обеспечит возможность повышения качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, а также получения финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.
Проект закона «Об обеспечении своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» подготовлен. Проводится согласование положений закона и внесение дополнений по мере поступление методических указаний принятых на федеральном уровне.
В мае 2013 года данный законопроект будет вынесен на рассмотрение в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. К этому же времени будет подготовлено положение о региональном операторе.
Принятие этих актов позволит во втором полугодии 2013 года провести формирование региональной программы капитального ремонта, сформировать финансовые механизмы деятельности регионального оператора и с 2014 запустить систему капитального ремонта, что и требует жилищный кодекс.