- Подробности
-
Опубликовано: 26.06.2013 17:14
25 июня в Уфе состоялся межрегиональный жилищный форум «Практика общественного контроля – эффективный механизм надзора за системой жилищно-коммунального хозяйства». Инициаторами проведения мероприятия наряду с правительством республики Башкортостан выступили ГК – Фонд содействия реформированию ЖКХ, Общественная палата РФ и национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль».
Республика Башкортостан неспроста была выбрана площадкой для проведения мероприятия, поскольку с 2011 года здесь, в качестве пилотного проекта, разворачивается формирование сети общественного контроля за сферой ЖКХ. К настоящему моменту такая сеть успешно действует, объединяя более 11 тысяч домовых комитетов, охватывающих около 92% всех многоквартирных домов в республике. Координирует эту сеть общественная организация БашДомКом, которая осуществляет методическое сопровождение домовых комитетов, юридическую помощь и лоббирование интересов домкомов в диалоге с региональными органами власти. Данная модель, по мнению председателя комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, оказалась крайне эффективной не только для отстаивания прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, но и для жилищного просвещения. За изучением наработанного опыта в Башкирию съехались руководители региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ из субъектов приволжского и уральского федеральных округов.
«Мы наблюдаем интенсивное изменение законодательства: вышел целый ряд нормативных актов, определяющих необходимые объемы по раскрытию информации управляющими и ресурсопоставляющими организациями, значительные полномочия переданы органам государственного жилищного надзора и так далее. Но все эти усилия не приводят к кардинальным изменениям в отрасли, – отметила в ходе мероприятия Светлана Разворотнева. – Совершенно очевидно, что в ситуации, когда главным действующим лицом является собственник жилья, который, как правило, бездействует и не хочет воспользоваться инструментами, которые предоставлены, никаких усилий официальных контролирующих органов не хватит. Они не могут заменить собой хозяина в каждом жилом доме». На помощь в данной ситуации, по мнению Разворотневой, может прийти общественный контроль.
Мысль руководителя профильной комиссии Общественной палаты развил генеральный директор ГК - Фонда содействия развитию ЖКХ Константин Цицин. «Сейчас работа по осуществлению общественного контроля инициируется, в основном, сверху – органами федеральной и региональной власти. Мы два года боролись за то, чтобы общественный контроль вышел на федеральный уровень. Это произошло, сейчас этот механизм закреплен в нормативно-правовых актах, в частности, в Указе Президента № 600. Однако важно чтобы собственники жилья поняли, что в данном механизме заинтересованы, в первую очередь они. Именно жильцы должны доносить до органов власти сигналы о тех нарушениях, которые допускаются в жилищно-коммунальной сфере, - подчеркнул Константин Цицин. В ходе проверок сотрудникам фонда приходится подчас сталкиваться с вопиющими случаями, когда людей переселяют из авариных домов в другое, еще более аварийное жилье, о чем мы узнаем спустя год. Таких случаев, к сожалению, очень много. Все эти проблемы не возникают неожиданно. В силах самих граждан предотвратить нарушения еще до момента их появления. Ведь все нарушения происходят у них на глазах».
По словам Светланы Разворотневой, общественный контроль в ЖКХ не должен сводится лишь к работе с нарушениями. Не менее важной работой является жилищное просвещение граждан. «Наша главная задача – разъяснить им, что они могут сделать самостоятельно, - отмечает Разворотнева».
Как сообщила Светлана Разворотнева, в прошлом году на базе комиссии Общественной палаты РФ проведена работа по формированию комиссии ОП РФ по осуществлению общественного контроля в сфере ЖКХ, которая вылилась в формирование сети региональных центров общественного контроля ЖКХ – своеобразные ресурсные центры, которые объединяют общественные некоммерческие организации в субъектах РФ. «Они проводят консультирование граждан, принимают обращения в ходе личных приемов, через телефонные «горячие линии» и по интернету, - говорит Разворотнева. - Важной составляющей работы центров общественного контроля, наряду с защитой прав собственников, является мониторинг исполнения законов и правоприменительной практики. В частности, с 1 июля предстоит повышение тарифов ЖК-услуг. Очевидно, что будут прецеденты, когда тарифы будут необоснованно завышены. Отследить такие случаи должны общественные контролеры. Профильная комиссия Общественной палаты РФ окажет им необходимую методическую поддержку».
Пресс-служба "БашДомКом"