Наш телефон: (347) 246-55-55

E-mail: mail@rosdomkom.ru

О необходимости расширения компетенции управляющих организацийЖурнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", № 03, 2012 Автор: П.С. Усатый, канд. экон. наук, генеральный директор ООО “Управляющая организация ЖКХ”

Журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", № 03, 2012

Автор: П.С. Усатый, канд. экон. наук, генеральный директор ООО “Управляющая организация ЖКХ”

Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом

На сегодняшний день следует отметить некоторое улучшение в сфере ЖКХ. Это результат и пристального внимания к ней со стороны государства, и реализации ряда законов. Тем не менее, в этой сфере остается ряд проблем, требующих незамедлительного решения.
В сфере ЖКХ осуществлен ряд преобразований, было реализовано много инвестиционных проектов (в т. ч. по установке приборов учета), значительно улучшивших качество работы на этом рынке. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) стимулировал развитие понимание необходимости экономии ресурсов. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) немного “расслабил” наше население: граждане перестали отвечать за свою собственность и инвестировать в нее собственные средства, перекладывая финансирование за часть услуг в сфере ЖКХ на государство. Однако говоря о достижениях, не следует забывать и о проблемах, а также недостатках выбранного законодателем пути.

Необходимо рассмотреть основные моменты, в которых были допущены ошибки.

Прежде всего, это относится к организационно-правовой форме и правовому статусу управляющей организации. 

Управляющие организации могут быть созданы в форме ООО с уставным капиталом в 10 тыс. руб. Конечно, это не та организационно-правовая форма, которая бы позволяла эффективно управлять многоквартирным домом. Кроме того, из управляющих компаний был создан своеобразный буфер, снижающий последствия конфликта между двумя сторонами: муниципальной властью и собственником, собственником и ресурсоснабжающей организацией.

Не менее сложной остается сейчас ситуация с правовым статусом управляющей организации. Управляющая организация несет массу обязанностей, однако она не может влиять на деятельность собственников, ресурсоснабжающих организаций, муниципалитета, если эта деятельность противоречит нормам права. Управляющая организация не вправе контролировать и штрафовать за нарушения, как, например, Роспотребнадзор, ГЖИ. Соответственно, она не может прийти к собственнику, проконтролировать его или оштрафовать за те или иные нарушения. На сегодняшний день она может прийти к нему только с предписанием или актом обследования. Однако практика показывает, что данные механизмы неэффективны. И пока управляющая организация не будет наделена правом воздействовать на собственника, пока ее статус не будет изменен на законодательном уровне, одна из основных проблем – проблема задолженности в ЖКХ будет сохраняться.
В пользу изменения статуса управляющих организаций, наделения их полномочиями в сфере контроля говорят и следующие факты.

Пример

В конце 2011 г. в ООО “Управляющая организация ЖКХ” была проведена проверка сотрудниками МЧС и служб пожарной безопасности. По результатам проверки управляющей организации предъявили штраф на сумму 400 тыс. руб. за отсутствие указателей пожарного гидранта, указателя выхода при пожаре на каждом подъезде, деревянные лестничные перила не обработаны антипожарным покрытием и т. д. Однако жилищный фонд передавался именно в таком состоянии, и на данный момент средства на проведение требуемых работ отсутствуют. В тариф эти затраты не включены. Собственники не готовы платить за это.


И таких примеров можно привести много.

Пример

Когда управляющая организация становится на защиту прав и интересов собственников, начиная доказывать, что ресурс, который поставила ресурсоснабжающая организация, был ненадлежащего качества, пытаться привлечь экспертов и сделать экспертизу – она тратит деньги. Из каких источников потом это восполнять? В тарифе на это денег нет, собственники оплачивать эти расходы не готовы.

Следовательно, для выхода из данной ситуации необходимо на законодательном уровне изменить организационно-правовую форму и правовой статус управляющих организаций и предоставить им возможность предъявлять штрафные санкции как собственнику, так и ресурсоснабжающей организации.

Следующая на сегодняшний день задача – это интеграция в сферу ЖКХ страхового рынка. Следует ввести обязательное страхование подобно ОСАГО.   . . . 

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в мартовском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера" 

Влияние законодательных изменений на перспективы развития жилищных отношений в муниципальных образованиях

Журнал "Управление многоквартирным домом", № 02, 2012

Автор: Павленков Ю.В., генеральный директор НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации “Индустрия Сервейинг” 

Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом 

Качество законодательных новаций

2011 г. для системы жилищных отношений как никакой другой оказался плодовитым на законодательные и нормативные изменения: поправки в Жилищный кодекс, возвращение к забытой форме первичной организации жителей – советам домов, принятие новых правил предоставления коммунальных услуг, расширение полномочий государства в области жилищного контроля, подготовка к введению обязательного саморегулирования в сфере управления жилой недвижимостью и разработка стандартов управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменение порядка проведения и финансового участия собственников в капитальном ремонте общего имущества МКД. В целом все изменения можно квалифицировать как явную тенденцию к наращиванию государственного вмешательства и усилению форм контроля в системе жилищных отношений, направленных прежде всего на жилищные объединения и профессиональных управляющих жилой недвижимостью.

Подробнее...

Может ли территориальное общественное самоуправление в России быть ресурсом развития местных инициатив?

Журнал "Практика муниципального управления", № 01, 2012

Автор: Л.Г. Рагозина, главный специалист, руководитель проектов Фонда “Институт экономики города”

Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом 

Самоорганизация граждан по месту жительства для решения тех или иных проблем совместного проживания – явление не новое. Но история институционального оформления такой самоорганизации в России – “в территориальное общественное самоуправление” – достаточна молода и отражает перипетии развития концепции местного самоуправления – формы народовластия, которая в современной России все никак не может укорениться, претерпевая третью реформу, начиная с Закона РФ от 06.06.1991 № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Территориальное общественное самоуправление в России: немного истории

Подробнее...

Коммерческое использование общего имущества

Журнал "Управление многоквартирным домом", № 01, 2012

Автор: Л.А. Кудашова, канд. пед. наук, зам. генерального директора ГУП “Центр поддержки объединений жителей” префектуры ЦАО г. Москвы 

Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом

С 1 марта 2005 г. собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества дома (п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 158 ЖК РФ). При этом у них есть право распоряжаться общим имуществом, в т. ч. передавать его в пользование на возмездной основе (п. 4 ст. 36 ЖК РФ). 

Подробнее...

Народный Контроль или Вся Власть Советам народных депутатов

Автор: В.М.Китаев, Управляющий ТСЖ

Тема: Управление землей и имуществом, жилищным фондом 

Глава первая: «Мой ДОМ»

Для любого здорового и нормального мужчины «Построить СВОЙ ДОМ» - святая обязанность.

Само слово БЕЗДОМНЫЙ, это как приговор. Дом для человека – это ВСЕ, и Родина, и любовь, и семья, и друзья, и дети и еще много, много всего того, что составляет человеческое счастье и его благосостояние. Конституция РФ закрепляет ст.40 право каждого на жилище и ст.25 защищает неприкосновенность жилища. Вот только само слово «жилище» режет слух. Ни «МОЙ ДОМ», а какое-то жилище, сродни логову, норе или берлоге. В той же сороковой статье сказано, что «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». Когда-то нам даже обещали, что каждый гражданин будет иметь отдельную квартиру или дом. Похоже, обманули.

 Жилищный кодекс РФ в ст.2 гарантирует обеспечение условий для осуществления наших прав на жилище, а также контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Замечательно! А Жилищная Инспекция – наш лучший друг. Читаем дальше ЖК. В ст. 161 п.1 написано: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать БЛАГОПРИЯТНЫЕ и БЕЗОПАСНЫЕ условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам». 

И вот здесь мы уперлись в непреодолимую «стену раздора» между местной властью и собственниками. 

Подробнее...